суббота, 28 февраля 2009 г.

Микрологистика и книжное дело

Микрологистика в книжном деле изучает способы и методы оптимизации движения поступающих на предприятия, обрабатываемых там и выходящих потоков книжной продукции и сопутствующих экономических потоков.

Основной логистической системой, рассматриваемой в микрологистике, является предприятие. В этом случае логистическая цепь, через которую проходят материальный и другие экономические потоки, состоит из различных служб предприятия (подразделения, занимающиеся снабжением, производством товаров или услуг, их реализацией).

В микрологистике предприятие может рассматриваться как целое, тогда его внутренняя структура не принимается во внимание. При таком подходе изучаются и оптимизируются входные и выходные потоки, связывающие предприятие с поставщиками и потребителями.

В других микрологистических исследованиях основное внимание может быть сосредоточено на внутренней структуре предприятия, в этом случае исследуются и оптимизируются внутрифирменные процессы движения экономических потоков.

Микрологистическое исследование крупных предприятий или объединений в качестве объекта исследования может иметь следующие структуры: предприятие (объединение, холдинг), направления деятельности многопрофильного предприятия (бизнесы), подразделения предприятия; отдельные логистические функции и процессы.

Целью микрологистических исследований структуры любого вида является логистическая оптимизация ее деятельности, направленная на наилучшее удовлетворение требований потребителей (в соответствии с Правило «семи Н»правилом «семи Н»).

В качестве потребителей могут выступать внутрифирменные подразделения (например, для склада книжного магазина потребителем складских услуг является торговый зал).

С точки зрения потребителя, эффективность логистической системы определяется уровнем оказываемых логистических услуг, т.е. способностью создавать полезности для потребителей. Чем больше полезностей предлагает Логистическая системалогистическая система потребителям, тем больше они готовы заплатить за них.

В логистике выделяют четыре вида полезности.

Полезность формы создается в процессе преобразова­ния сырья, материалов в конечный продукт (в книжном деле - в издание), т.е. в основном в производственной сфере (издательской и полиграфической). Операции предпродажной подготовки выполняются в сфере книжной торговли.

Полезность места образуется в результате перемещения товаров в места, где существует спрос на них и где покупателю удобнее их приобрести.
Полезность времени проявляется в предложении товаров потребителям в удобное для них время, тогда, когда они в них нуждаются.

Полезность владения формируется путем обеспечения перехода формы собственности на товар (процесса продажи) наиболее приемлемым для покупателя способом, с предложением дополнительных услуг и т.д.

Последние три вида полезности создаются в основном в сфере оптовой и розничной книжной торговли, хотя некоторые виды добавления полезности (например, издательская реклама) могут осуществляться производителями.

Создание полезностей требует затрат. Материальный поток (поток услуг), двигаясь от входа в логистическую систему к выходу из нее, увеличивается в стоимости. Задача микрологистики - обеспечить на выходе потока из предприятия как можно больше полезностей для потребителей и при этом с оптимальными затратами. Для этого все службы предприятия должны предоставлять своим «внутренним» клиентам, т.е. другим службам, выполняемые ими услуги в соответствии с Правило «семи Н»основным логистическим правилом «семи Н»: обеспечение нашего потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами. Только в том случае, если по такому правилу будут работать склад, отдел закупок, информационный отдел, технические службы и т.д., работники торгового зала книжного магазина смогут, получив оптимальный набор услуг от своих партнеров, оказать услуги требуемого качества конечным покупателям, пришедшим к ним за книгами. Логистика должна обеспечить согласованность действий подразделений и служб предприятия между собой, а также с миссией всего предприятия, что снизит затраты и повысит качество и полезность выпускаемых товаров (оказываемых услуг).

Однако с точки зрения текущей (оперативной) деятельности подразделений их функционирование может быть противоречивым. Например, складские службы для оптимизации Складской процессскладского процесса могут быть заинтересованы в четком графике подачи товаров в торговый зал. Работники торгового зала, в свою очередь, хотели бы получать товар со склада в тот момент, когда он им потребовался. В этой ситуации задача логистики найти компромисс, прежде всего учитывая интересы покупателя, пришедшего в магазин. Интерес покупателя заключается в том, чтобы книжный товар, имеющийся на рынке, был ему доступен, т.е. находился в торговом зале постоянно. Как именно обеспечить это непростое требование покупателей, зависит от возможностей (ресурсов) конкретного книжного магазина. Общим будет лишь одно - потребуется согласование усилий всех служб магазина и его партнеров-поставщиков. При этом решить задачу необходимо с оптимальными затратами, иначе розничная цена предлагаемых магазином книг может повыситься настолько, что покупатели найдут другой магазин-конкурент, в котором уровень услуг (в том числе ценовых) будет более подходящим для них.

Таким образом, применение логистики в деятельности предприятия обеспечивает при выполнении конкретными подразделениями или лицами их функциональных обязанностей «работу в коллективе», т.е. стремление к достижению общей цели на основе логистических концепций компромиссов, общих затрат, кооперации и т.д.

В изданиях, посвященных проблемам логистики, выделяются следующие наиболее очевидные и поддающиеся количественной оценке результаты применения логистики:

*

снижение запасов товаров. Следует учитывать, что большая часть оборотного капитала и издательских, и книготорговых предприятий отвлечена в Запасы товарныетоварные запасы. Расходы на их содержание (включая порчу, устаревание и другие потери) составляют значительную часть затрат;
*

сокращение времени нахождения товаров в производственном (издательском, полиграфическом) и торговом цикле. В наши дни время, необходимое на печать тиража, составляет незначительную часть от времени, требуемого на реализацию этого тиража, включая время на хранение, складирование, транспортировку и другие логистические операции;
*

сокращение транспортных расходов, что становится все более важным при росте транспортных тарифов и необходимости расширения географии продаж. Развитие книжной торговли России должно идти по пути повышения доли продаж, приходящейся на регионы.

Логистическая оптимизация деятельности предприятия включает три направления:

Совершенствование параметров входных потоков ресурсов на основе улучшения связей с поставщиками.

Совершенствование внутренних потоков, т.е. результатов и согласованности действий подразделений предприятия (прежде всего за счет повышения квалификации персонала, его мотивации).

Совершенствование связей с потребителями, более точное соответствие Пвыходных потоков товаров и услуг их требованиям (рис. 15Рис. 15. Направления логистической оптимизации деятельности предприятия).

Входные, внутренние и выходные потоки делят на несколько видов (по составляющим их ресурсам): материальные, информационные, финансовые, кадровые, сервисные. Каждый вид потока требует оптимизации, но при этом должен соблюдаться комплексный подход: все потоки должны быть взаимосвязаны между собой. Только согласование всех параметров потоков между собой в конечном итоге даст оптимальный результат.

Например, в момент поступления на оптовое предприятие тиража книги (материальный поток) необходимо, чтобы были соответствующим образом организованы следующие потоки:

*

Поток информационный - работники предприятия должны уже иметь информацию об этой поставке, для того чтобы подготовиться к приему товаров;
*

Поток финансовый - оплатить поставку до поступления товара или сделать это в другой момент, указанный в договоре;
*

Поток кадровый - обеспечить в момент поступления наличие соответствующих работников, которые должны выполнить операции приема входного потока на предприятии;
*

Поток сервисный - обеспечить поставщику услуги, например, по быстрому и качественному приему товара, быстрому информированию о возникших при приеме расхождениях и т.д.

Таким образом, логистическая оптимизация предприятия как логистической системы предполагает следующие направления:

*

во-первых, оптимизацию потоков на всех стадиях: поступление от поставщика, движение внутри предприятия, выход за пределы предприятия к получателю;
*

во-вторых, оптимизацию всех видов экономических потоков в комплексе, во взаимосвязке.

И то, и другое направления логистической оптимизации предполагают исключение или сведение к минимуму малопродуктивных операций (поиск информации, ожидание, нерациональные маршруты перемещения ресурсов и т.д.). Для этого стремятся к упрощению и стандартизации операций, сокращению дублирования выполняемых функций и т.д.

Проиллюстрируем применение логистики на уровне отдельного предприятия примером, взятым из практики ТД «Библио-Глобус».

Некоторое время назад в этом магазине было проведено исследование, направленное на логистическую оптимизацию связей между внутренними подразделениями розничного книготоргового предприятия. Целью первого этапа исследования было выявление «узких мест» на пути движения потока книжных товаров внутри ТД «Библио-Глобус».

Продвижение книжных товаров в ТД «Библио-Глобус» представлены основные стадии движения книжных товаров. Как показало исследование, мощность трех основных подразделений, осуществляющих физическое движение товаров, неодинакова. Наибольшей мощностью обладает отдел приема. Если принять его пропускную способность за 100%, то мощности склада и торгового зала составят соответственно 60 и 50%. Следовательно, в цепи товародвижения имеется «узкое место» и им является торговый зал. Таким образом, именно этому критическому ресурсу необходимо уделить внимание с целью изыскания возможностей увеличения его мощности.

Продвижение книжных товаров в ТД «Библио-Глобус», торговый зал непосредственно связан с покупателями, поэтому часть проблем торгового зала вызвана проблемами покупательских потоков. Поскольку исследование выполнялось на микрологистическом уровне, то в нем не затрагивались вопросы оптимизации входных покупательских потоков. Отметим лишь то, что интенсивность покупательского потока в значительной мере зависит от качества ассортимента торгового предприятия и уровня обслуживания. Чем они выше, тем больше покупателей. Книжный магазин может в очень ограниченной степени повлиять на колебания покупательских потоков по часам торговли и Сезонность спросасезонным периодам. Например, путем премиальных скидок для тех, кто делает покупки в часы их наименьшей интенсивности. Или же путем рекламной кампании, призывающей делать покупки учебников заранее, а не в дни ажиотажного спроса.

И все же покупатель приобретает книги, когда ему удобно, поэтому работники торгового зала должны приспосабливаться к характеру покупательских потоков. Следовательно, одним из основных направлений оптимизации стыка «торговый зал - покупатель» было признано совершенствование движения продавцов в течение рабочего дня. Имеется в виду следующее:

*

колебаниям покупательского потока должны адекватно соответствовать колебания численности продавцов, занятых обслуживанием в торговом зале (больше посетителей - больше продавцов и наоборот);
*

освобождение продавца от технических операций. Как показала практика, это мероприятие может повысить реализацию на 25 %. В первую очередь продавец был освобожден от операций заказа книг со склада, что в настоящее время в ТД «Библио-Глобус» выполняется компьютерной системой автоматически;
*

рационализация распределения продавцов по секциям с учетом широты ассортимента, покупательского потока в каждой секции, особенностей работы с разными видами книжных товаров, количества покупок и т.д.;
*

повышение квалификации продавцов. Были выявлены два вида основных услуг, оказываемых продавцами покупателям: продажа книг и сопутствующие этому основному процессу услуги. Соответственно можно выделить два типа продавцов:
o

ориентированные в основном на продажу книг;
o

ориентированные в основном на оказание услуг покупателям.

Высококвалифицированный продавец сочетает в себе эти две направленности, что дает ему возможность продавать много при высоком качестве сопутствующих услуг (информирования покупателей, индивидуального подхода, приема предварительных заказов и т.д.). Подробнее проблемы продаж в торговом зале будут обсуждаться в главе «Логистика розничной продажи».

После того как были выявлены пути оптимизации торгового зала, исследователи уделили внимание оптимизации стыка «склад - торговый зал». Здесь основным направлением логистической оптимизации было признано совершенствование «автодозаказа», т.е. системы компьютерного заказа, основанной на поэкземплярном учете продаж каждого названия. В требуемый момент компьютерная система сообщает складу потребность торгового зала в определенном количестве экземпляров. Это освобождает продавцов от необходимости делать заказ вручную, позволяет избегать ошибок в заказах, ускоряет процедуру выполнения заказов и приема книг в торговом зале.

При оптимизации стыка «поставщики - отдел приема ТД «Библио-Глобус» были выявлены следующие проблемы:

*

создаваемые поставщиками - несоответствие реально доставленного товара и товара, обозначенного в документах, по количеству; несоответствие выходных данных книг указанным в накладных и счетах-фактурах; завоз книг не по установленному графику, что неизбежно приводит к неравномерности входного потока;
*

внутренние - недостаточная площадь стоянки для автомашин, недостатки планировки и оборудования отдела приема.

Указанные проблемы создавали потери, которые были оценены в 30 % рабочего времени.

Стык «поставщики - отдел приема ТД «Библио-Глобус» может быть оптимизирован путем:

*

предварительного (до поступления книг) сообщения поставщиками информации (в электронном виде) и доставки образцов;
*

ужесточения требований к выполнению поставщиками графика завоза и правил документального сопровождения поставок;
*

рационализации планировки и оборудования отдела приема;
*

поставки товаров непосредственно в торговый зал, минуя склад.

Таким образом, проведенное в ТД «Библио-Глобус» логистическое исследование позволило выявить направления оптимизации потока книжных товаров внутри магазина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Новости